Е.Л. Лебедев


Фирма Бари в Саратове

Александр Вениаминович Бари родился в Петербурге в 1847 году. В 1862 году семья Бари переехала в Швейцарию в Цюрих, а затем и в Америку. По дороге на новое место жительства Александр окончил гимназию в Цюрихе, а в 1870 году – Политехническую школу.
Приехав в Северо – Американские штаты и приняв американское гражданство, Александр открыл в Филадельфии свою техническую контору. Его энергия и умение разбираться в людях сразу принесли ощутимые плоды: он выиграл конкурс на строительство павильонов Всемирной выставки, проходившей в Филадельфии в 1876 году. Там он познакомился со специалистами из России, одним из которых был молодой русский инженер Владимир Шухов. В Филадельфии Александр познакомился с Эддой фон Грюнберг, ставшей его женой. Эдда была из немецкой семьи, переселившейся в Россию ещё при Екатерине II, а в Америку она приехала со старшей сестрой Верой, вышедшей замуж за старшего брата Александра. Несмотря на успешно начатое дело в Америке, в 1877 году Бари вернулись в Россию.

Бари 40 kb

Александр Бари

Свою работу в России А.В. Бари начал с должности главного инженера в фирме Людвига Нобеля. Перед ним была поставлена задача - организовать нефтяное дело в Грозном и Баку. И вновь судьба свела его с инженером Шуховым. Прекрасный организатор Бари и талантливый инженер Шухов в короткие сроки справились с поставленной задачей. В результате этой работы возникла нефтяная компания «Бранобель», которая стала одной из самых лучших нефтяных компаний в России и Европе. Перспективы были захватывающие. Однако Бари хотел начать свое собственное дело.
И главным делом жизни А.В.Бари становится его основное предприятие - Техническая контора инженера А.В. Бари, которая предлагала технические или, по современной терминологии, инжиниринговые услуги и занималась строительством объектов под ключ. Контора была зарегистрирована в Москве в декабре 1880 года. Ее техническим руководителем стал В.Шухов. Сотрудничество двух талантов переросло впоследствии в крепкую дружбу и творческий союз. Контора А.В. Бари по идее её создателя должна была заниматься строительством объектов бурно развивающейся российской нефтяной промышленности. Она смогла предложить Л. Нобелю свои проектные и строительные услуги, как в модернизации нефтеперерабатывающего производства, так и в организации рационального хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Наиболее перспективным делом на первом этапе деятельности Технической конторы было проектирование и строительство резервуаров для хранения нефтепродуктов. Для проектов различных металлических конструкций инженеры конторы А.В.Бари разработали и стали первыми применять три главных принципа, ставших основой отечественной конструкторской школы: экономия металла как принцип проектирования, наименьшая трудоемкость как технологический принцип, скоростной поточный монтаж как принцип строительства. Фирма построила заводы в Москве, Петербурге, Харькове, Оренбурге.
Другим перспективным направлением деятельности конторы с 1885 г. стало участие в создании Волжского нефтеналивного флота на собственных верфях в Саратове и Царицыне. Растущая потребность в транспортировке нефти и нефтепродуктов диктовала свои условия подходов к проектированию и строительству буксируемых речных нефтеналивных плавсредств. Хорошо зарекомендовавшие себя принципы в резервуаростроении инженеры конторы творчески перенесли в речное судостроение.
В 1884 г. Александр Бари открыл отделение своей конторы в Саратове, которое вначале было ориентировано на строительство резервуаров. Управление конторой было открыто на Большой Сергиевской улице (ныне улица Чернышевского) вблизи Бабушкина взвоза в доме Учаева. Уже в 1885 г. по заказу судовладельцев Баранова и Шитова были построены две металлические нефтеналивные баржи грузоподъемностью 40 и 50 тыс. пудов. Инженеры конторы А.В.Бари создали новый, рациональный тип нефтеналивной баржи: ее носовой части была придана ложкообразная форма, кормовая часть выполнялась со значительным подбором. Впервые в корпусе была создана своеобразная кессонная система из перекрещивающихся продольных и поперечных балок, применены конструктивные и несущие элементы надстройки и перегородок для создания дополнительной жесткости. Точные чертежи барж создавались в Московской Головной конторе, а непосредственный раскрой по лекалам и строительство, как правило, поточным методом от пяти до десяти барж одновременно, велись на собственных верфях сначала в Саратове, а затем и в Царицыне. Вначале строились баржи длиной 70 м и шириной 10 м, но вскоре перешли к сооружению речных великанов длиной 150-170 м и водоизмещением до 100 тыс. пудов. Среди значимых судостроительных объектов конторы А.В.Бари выделялось строительство в 1890 г. двухвинтового танкера для пароходного общества Г.Меркурьева для перевозок 40 тыс. пудов керосина. Длина его составляла 85 м, ширина - 11 м.

баржа 24 kb

Баржа

Технология судостроительных отделений конторы А.В. Бари во многом опередила свое время. Именно её инженеры заложили основы прогрессивного поточно-позиционного метода строительства судов путем сборки на стапелях, широко применяемого и в наше время. К 1910 г. Саратовское и Царицынское отделения конторы построили 65 барж общей грузоподъемностью 6,8 млн. пудов, что тогда составляло около половины тоннажа волжского нефтеналивного флота.
Верфи в Саратове размещался на 2 площадках. Первая находилась в Затоне, вторая в районе Улешей, обе под открытым небом. На затонской площадке одновременно могли строиться 10—11 барж, в Улешах — до 6. Строительство судов велось с октября по апрель, а весной с началом подъёма воды в Волге, баржи самостоятельно оказывались в воде и их достройку оканчивали уже на плаву. Помимо барж на заводе строили резервуары для хранения нефтепродуктов на берегу по проектам В.Г. Шухова. Шухов неоднократно приезжал в Саратов, где под его руководством и под контролем старейших местных мастеров Г. Суворина и Д. Дынькова строились баржи.
В 1902 году был выпущен рекламный альбом фирмы о строительстве стальных барж в Саратове. В нём отмечалось, что первые опыты по массовой транспортировке нефтепродуктов с помощью стальных барж от рейдов Каспийского моря до промышленных центров России, находящихся на берегах реки Волги были успешно предприняты конторой Бари.
Саратовскому краеведу В.М. Цыбину удалось разыскать и привести в порядок этот уникальный фотоальбом. Приводим из него две наиболее сохранившиеся фотографии, сделанные в районе Саратовского Затона, на которых запечатлены моменты сборки нефтеналивных барж.
Фирма Бари не просто покупала, строила и продавала технику. Она выполняла сложные инженерные проекты, которые требовали необычных решений. Диапазон выполненных проектов просто поражает: нефтепроводы, нефтяные баки, нефтеналивные баржи, зерновые элеваторы, железнодорожные мосты, гиперболоидные сетчатые башни, металлические сетчатые перекрытия, паровые котлы. И здесь Александр Вениаминович тоже оказался на высоте: он смог обеспечить условия для плодотворной творческой работы «первому инженеру Российской империи» В.Г. Шухову. Почти все технические решения фирмы можно считать революционными для своего времени. Многие из них не утратили своего значения и сейчас. Сотрудничество двух талантливых людей продолжалось более 30 лет. Кроме Шухова Бари привлекал к работе над своими проектами многих выдающихся ученых России – Н.Е. Жуковского, П.К. Худякова, С.А. Чаплыгина.

120-метроваяаржа 18 kb

120-метровая баржа

В 1910 г. Строительная (так она впоследствии стала называться) контора инженера А.В.Бари отметила 30-летие своей деятельности. За это время ею было построено 3240 стальных резервуаров для нефти, керосина и других продуктов вместимостью 178 млн пудов, 65 нефтеналивных барж, 350 верст нефтепроводов, 4210 паровых водотрубных котлов, первые русские газгольдеры, 417 железнодорожных мостов, 21 элеватор для хранения зерна, 8 доменных печей, металлические конструкции для 200 зданий общей площадью более 423 тыс. м2 и многие другие объекты. Наряду с весомым вкладом в укрепление российского промышленного потенциала Строительная контора инженера А.В. Бари осуществляла широкую благотворительную деятельность. В 1899-1901 гг. городу Москве было сделано пожертвование в виде светопрозрачного покрытия Музея изобразительных искусств, выполненного по проекту Владимира Шухова, неоднократно делались щедрые пожертвования Московскому и Комиссаровскому техническим училищам, Политехническому обществу и другим российским заведениям и организациям.
Характерной чертой Александра Бари как предпринимателя было бережное отношение к своим рабочим и служащим. Можно вспомнить о наличии у его рабочих и служащих специальных сберегательных счетов, эффективную систему материального поощрения, наличие бесплатных столовых и медицинского обслуживания.
16 апреля 1913 г., открывая годовое собрание Политехнического общества, председательствующий профессор ИМТУ Александр Гавриленко сообщил, что со времени последнего собрания общество понесло тяжелую утрату - скончался его почетный член Александр Вениаминович Бари.
Все его состояние по завещанию перешло к сыновьям Владимиру и Виктору, однако руководство деятельностью, как головной конторы, так и ее филиалов, вплоть до 1918 г., осуществлял Владимир Шухов.
В 1918 г. предприятия А.В.Бари были национализированы, а братья, покинув Россию, уехали в США.
Интерес автора данной подборки к фирме А.В. Бари вызван тем, что один из моих предков - Соловьев Андрей Георгиевич более 20 лет служил у него мастером и занимался постройкой барж в Саратовском Затоне (ГАСО.Ф.8.Оп.2.Д.522.1903 г.).
Подробно

10.06.09


10.06.09

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Сайт создан в системе uCoz