Ю. А. Банацкая, А. В. Магаляс


Сохраним и приумножим


(из истории развития деревянного декора в городе Новоузенске)

Каждый провинциальный городок нашей Родины неповторим. Своеобразие проявляется во всем, в том числе и в архитектуре. Архитектура является важным историческим источником, позволяющим судить о занятиях, народных традициях, образе жизни наших предков.
Город Новоузенск – один из старинных русских городов, возникший в XIX веке. Он являлся сосредоточием культуры заволжских степей. Его неповторимый облик формировался под воздействием разных обычаев и традиций. Многоконфессиональность – одна из особенностей бывшего Новоузенского уезда. 219 церквей и мечетей располагались на его территории. Лютеране, баптисты, молокане, кулугуры, мусульмане и православные – это далеко не все, представленные здесь когда-то религии и направления. Пестрый национальный состав тоже оказал влияние на неповторимый облик города. На начало прошлого века здесь проживали русские и украинцы, татары и киргизы, а также калмыки, мордва, эстонцы и другие народности. На облик города в конце XIX века влияла и его социальная структура - его начеляли дворяне, купцы, духовенство,военные, мещане и крестьяне. Большую часть населения составляло купечество и мещанство. Город являлся крупным торговым центром Заволжья. Ежегодный оборот его ярмарки составлял 500 тысяч рублей в год. Крестьяне везли на ярмарку рожь и овес, просо и горох, но больше всего ценилась здесь пшеница – белотурка. Разнообразие рыбных рядов поражало посетителей ярмарки. Караси, щуки, окуни, ерши, судаки, сазаны – вот далеко не весь перечень рыбного ассортимента на торговых пунктах. Огородничество имело подсобный характер, но и оно позволяло вывезти излишки урожая на рынок. В основном это капуста, редька, морковь, огурцы и картофель, подсолнечник, бобы, тыква, дыни и арбузы. Скотина тоже выращивалась не только для себя, но и на продажу.
Взрослое население города почти сплошь было неграмотным и религиозным. Массовое посещение церкви, особенно в субботу и воскресенье, а также в большие религиозные праздники, было делом привычным для мещан, крестьян и других низших сословий. Крестьянский быт и уклад, основные занятия и промыслы оказали влияние на формирование облика города.
Совсем иной образ жизни вела наиболее зажиточная часть населения: дворяне, купцы, чиновники, офицеры. Они пользовались газетами, книгами, посещали Народный дом, кинематограф «Иллюзион». Своеобразие жизненного уклада высших сословий тоже отразилось в архитектуре провинциального городка. Типичными постройками богатых купцов были каменные особняки. Ныне они сохранились по улицам Пролетарской ранее Екатерининской, Советской ранее Николаевской, 30 лет Победы ранее Александровской, Московской.

дом Шутарева

дом Помельцева

Дом купца Шутарева,
ул. Пролетарская

Дом купца Помельцева,
ул. Советская

Для купцов менее богатых и лиц мещанского сословия были характерны дома иного плана. Это небольшие двухэтажные здания, где первый этаж – каменный, а второй – деревянный. Таких домов было огромное количество, и именно они придавали своеобразие внешнему виду города. К сожалению, именно такие сооружения недолговечны и сохранились в настоящее время не в полном объеме. Тем не менее, оставшиеся дома позволяют судить о деревянном зодчестве конца XIX – начала XX веков. Не менее интересны для изучения деревянного декора крестьянские дома.

Советская,2

Пролетарская,16

Московская, 42

ул. Советская,2

ул. Пролетарская, 16

ул. Московская, 42

Хотя надо сразу оговориться, что для домов беднейшего крестьянства не была типична деревянная отделка, так как в степном крае дерево было привозным и достаточно дорогим материалом. Дерево привозилось в большом количестве с верховьев рек Волги и Вятки и пользовалось здесь большим спросом. Глиняные, мазанные саманом, домики были более частым явлением крестьянской жизни. Позволить себе деревянные украшения дома мог только зажиточный крестьянин.

30 лет Победы

30 лет Победы

ул. 30 лет Победы

ул. 30 лет Победы

Скромность степных пейзажей заставляла компенсировать отсутствие богатства растительного мира за счет разнообразия деревянного декора в отделке домов. Поэтому типичным в резьбе нашего края был растительный и животный рисунок.

Московская

Карла Маркса

ул. Московская

ул. Карла Маркса

Это и побеги веток, объединенных в одну гирлянду и ритмично повторяющиеся завитки, и оригинальные рисунки с розетками в центре. В целом такой узор отличался простотой и лаконичностью.

Карла Маркса

ул. Карла Маркса

Характер резных украшений различался и по технике исполнения. Распространена была долотная резьба, выполняемая с помощью долота и стамески. Часто растительный узор стилизовался под геометрический,следовательно, изменялся внешний вид не только наличников, причелин, но и розеток на фасадах здания и воротах. Надо отметить, что в старину розетки, ромбы, квадраты выполняли функцию сильнейших оберегов, так как являлись символами огня и земли.

ул. Советская,2

На рубеже веков появилась накладная рельефная, а позже пропильная резьба. К началу прошлого века она вытесняет все остальные виды резьбы. Ею начинают украшать и наличники окон и залубок (фронтон), причелины, карнизы, а иногда крыльцо и ворота.

Карла Маркса

Шевченко

Карла Маркса

ул. Карла Маркса

ул. Шевченко

ул. Карла Маркса

Узоры карнизов и причелин также содержат растительные мотивы и напоминают «травные» узоры росписи по дереву.

30 лет Победы

Астраханская

30 лет Победы

ул. 30 лет Победы

ул. Астраханская

ул. 30 лет Победы

Узоры выпиливались или накладывались на доски, иногда оставлялись сквозными. Небезызвестен факт, что и дом, и наличник имел в своей основе трёхъярусность. Верхняя часть символизировала небо, средняя – землю, нижняя – подземный мир.
В средней части наличника можно увидеть ажурное и витое переплетение, символизирующее ствол дерева. Как ветви переплетаются между собой, так и в узоре одна полоса переплетается с другой.

Дома по улице Карла Маркса

Узор в нижней части наличника символизирует корни деревьев, также сплетённых между собой.

Иногда можно заметить на фасаде здания под наличником деревянный узор, имитирующий балясины балкона, а между окон – полуколонны, в орнаменте которых встречается изображение растительного мира, знаки земли и солнца.

Новоузенской архитектуре свойственна эклектика стилей и направлений. Зачастую, это выражалось в изображении колон, подпорок, балясин и вышеназванной имитации балконов. Как известно, одной из декоративных деталей русской избы был полотенец. По всей видимости, в двухэтажных деревянных особняках они, преображаясь, использовались не только как декоративная отделка, но и для того, чтобы скрыть строительные стыки. Иногда здания украшались не типичными для русской архитектуры элементами. Так , например, фасад одного из домов по улице Карла Маркса украшен не совсем обычными элементами декора. По всей видимости, это одна из разновидностей консоли, которая выполняла поддерживающую функцию выносной части карниза.

Дом на пересечении улиц Карла Маркса и Шевченко

Особое внимание уделялось декоративной отделке, так называемого оконца, расположенного на фронтоне одноэтажного дома. Это слуховое окно. Как правило, оно повторяло основной узор отделки, при этом отличалось особенным неповторимым силуэтом. Поражает мастерство авторов резьбы, кропотливость, с которой выполнялись даже мелкие детали.

Безусловно, жители нашего степного края знали цену воде. Поэтому особое внимание в украшении жилища они уделяли причелине (верхнее обрамление крыши), которую оформляли узором, символизирующим капли живительной влаги. Это высверленные отверстия, которые повсеместно встречаются в декоративном оформлении домов.
И в крестьянских, и в купеческих деревянных постройках, помимо растительного орнамента часто встречаются изображения животных и птиц. Часто стилизация живых существ видоизменяла их до неузнаваемости. Как ни странно, одним из любимых изображений были львы, которых крестьяне, никогда не видя, изображали искаженно. Иногда в изображениях переплетались черты реальных и фантастических животных.

Так, типичным для Новоузенского орнамента стало изображение сказочного существа – василиска, которое сочетало в себе петуха, жабу, летучую мышь и тело дракона или змеи. Эти изображения размещались в средней части навершия.

Примечательны и другие части окна и его декоративное оформление. Особый интерес вызывает верхняя часть окна – корона и её растительный узор. Оформление короны просто удивительно.

Интерес для исследователей также представляет лобовая доска, которая несёт, не только декоративно -эстетическую функцию, но и практическое значение. В её оформлении так же встречаются все вышеназванные виды орнаментальной резьбы.

Деревянная резьба придавала облику города неповторимый стиль и своеобразие, несла множество смысловых оттенков, передавая традиции и обычаи жителей степного края. Сегодня задачей жителей провинциальных городов является сохранение их индивидуальности. Поэтому для жителей Новоузенска важно, не только знать историю бывшего уезда, но и сохраняя её в рисунках, картинах и фотографиях, возрождать и развивать декоративно – прикладное творчество, обогащая его за счёт местных традиций.

Отрадно, что многие владельцы частных домов, включая молодёжь, стремятся при реконструкции сохранить их уникальность, оставляя за основу декоративной отделки многие элементы узора.

Мост через прошлое в будущее не возможен без уважения обычаев предков. Сегодня это понимают многие, но порою за повседневной жизнью мы не успеваем оглянуться назад. А время неумолимо стирает следы прошлого. Безвозвратно исчезают памятники старины, бесследно уходят в небытие свидетели истории. В наших силах сегодня остановить время, сохранив и приумножив творческое начало, донести до потомков богатейшее культурное наследие.


6.03.10

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Сайт создан в системе uCoz