Дарья АндрееваНАША ЛЕТКА |
|
Авиабаза «Энгельс», это не только аэродром и самолеты, это целый город, или гарнизон, как принято называть у военных, в котором живут и трудятся тысячи людей.
Общий вид Летного городка
С историей этого гарнизона связанна и моя жизнь. Если бы в 1954 году Энгельсское училище летчиков не было перебазировано в город Тамбов, то и не было меня, так как в этом случае мои родители не встретились бы. Это мой папа – летчик:
Мой папа
История авиабазы, а вместе с ней и нашего городка, начинается с 7 декабря 1931 года. В этот день был подписан приказ о начале формирования 14 военной школы пилотов. Первым ее начальником был полковник Мейер.
Полковник Мейер
В 1,5 км от города Энгельса, на пустыре, началось строительство школы. На стройке работало около 10 тысяч человек. 15 января 1932 года в школу прибыло первое пополнение, это были курсанты Ленинградской военно-теоретической школы. 27 января в школе начались занятия, а 16 февраля 1932 года с аэродрома поднялся в воздух первый самолёт У-2.
первые полеты
1 августа 1933 года осуществлен первый выпуск школы - 254 военных летчиков, это была весомая победа всего коллектива: летчиков-инструкторов, преподавателей, командиров, инженеров, техников, механиков и мотористов. В 1936 году школа заняла 1-ое место среди летных школ страны, а 31 декабря 1937 года приказом народного комиссара обороны СССР установлен днём рождения школы. Питомцы Энгельсской военной школы пилотов охраняли небо Родины и выполняли интернациональный долг в Испании, Монголии, а также участвовали в советско-финской войне 1939-1940.
Класс бомбометания. Класс воздушной стрельбы
Неимоверная тяжесть легла на плечи всего личного состава школы во время войны. Помимо подготовки молодых кадров, летчики школы участвовали в отражении воздушных атак фашистов над городами Энгельс и Саратов, вели воздушную разведку дислокаций противника. В военные годы на базе Энгельсской авиашколы были сформированы и отправлены на фронт 14 авиаполков. Среди них 3 женских полка. Их формирование и подготовка велась под руководством Героя Советского Союза М.М. Расковой. Ее имя носит школа с февраля 1943 года.
Памятник М.М. Расковой в летном городке.
Выпускники школы всегда отличались высокой профессиональной подготовкой, мужеством и отвагой. Более 200 из них стали Героями Советского Союза, среди них 29 воспитаниц школы, трое выпускников удостоены этого звания дважды: Галиев Н.П., Голубев В.Н., Одинцов М.П. 15 мая 1944 года училище было награждено боевым знаменем.
Дважды герой Советского Союза М.П. Одинцов.
9 мая 1945 года закончилась война, наступило время возвращения к мирному труду, осуществляется перевод советских вооруженных сил на штаты мирного времени, Энгельсская военная школа лётчиков переименована в училище, и продолжает готовить кадры для ВВС страны. В 1951 году состав училища преступил к освоению первого реактивного бомбардировщика Ил-28. В этот же период началось строительство нового аэродрома «Энгельс-2» с бетонной взлетно-посадочной полосой длиной свыше 3 км и шириной 100 м. Такая полоса необходима для тяжелых самолетов дальнего действия.
Взлетная полоса аэродрома
В сентябре 1954 года училище из Энгельса было перебазировано в город Тамбов, где в 1956 году получает название Тамбовское военное авиационное училище летчиков и в 1958 году становится высшим, а в Энгельсе на месте училища 15 декабря 1954 года была сформирована 201-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия. Первый бомбардировщик М-4 прибыл в Энгельс 28 февраля 1955 года.В мае 1957 года получены первые модернизированные бомбардировщики 3М.
Стратегический бомбардировщик 3М на авиавыставке в Летном городке
Вот уже шестой десяток лет наша авиабаза обслуживает самолеты Дальней авиации. «Эмки» сменились «Тушками» и «Илами», да и дивизия уже другая.
Эмблема дивизии
История нашей Летки тесно связана с развитием космонавтики. В 1960 г. здесь проходил парашютную подготовку первый отряд космонавтов, 12 апреля 1961г. отсюда рапортовал о приземлении первый космонавт планеты Юрий Гагарин, с 1960 по 1977г. в Летном городке учился Ю.Г.Шаргин, совершивший в октябре 2004 года космический полет на корабле «Союз ТМА-4».
Памятный знак на месте тренировки первого отряда космонавтов
В сентябре 2003г. отводя падающий самолет от находящегося под ним крупнейшего в Европе газохранилища в Саратовской области, авария на котором привела бы к гибели тысяч людей и экологической катастрофе, погиб экипаж Ю.Дейнеко – Героя России.
Подполковник Юрий Дейнеко
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
15.11.09