Кикеева Анастасия


КОРАБЕЛ ИЗ БАЛАКОВО

Материал подготовлен ученицей 11 класса "А" гимназии №2 Города Балаково, Саратовской области Кикеевой Анастасией Витальевной под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе Чуприной Инны Владимировны

ГИМНАЗИЯ № 2 БАЛАКОВО

Мне хочется рассказать вам историю поистине удивительного и гениального человека, моего земляка - Владимира Николаевича Перегудова, сконструировавшего первую в СССР атомную подводную лодку. На мой взгляд, житель любого города должен знать имена своих выдающихся земляков, поэтому меня заинтересовало это имя и всё, что с ним связано.

Владимир Николаевич Перегудов

Владимир Николаевич Перегудов

Родился Владимир Николаевич Перегудов 28 июня 1902 года в деревне (сейчас городе) Балаково Самарской губернии (ныне в составе Саратовской области). Он был выходцем из простой крестьянской семьи и свою юность провел в этом селе, в 1913 году получившем статус города. В 1918 году, окончив среднюю школу, Владимир Перегудов стал комсомольцем.

В годы Гражданской войны Владимир Николаевич состоял в комсомольском отряде, и по призыву комсомола он 3 июня 1921 года стал добровольцем Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Затем, по специальному набору он стал курсантом ускоренных курсов технического командного состава Балтийского флота, затем поступил в ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского.
Курсы Балтийского флота он окончил успешно, и в 1924 году Перегудов участвовал в походе крейсера «Аврора».

Жизнь била ключом: 5 ноября 1926 года Владимир Перегудов окончил военно-морское училище и получил звание корабельного инженера РККФ. Именно в этом году была принята первая шестилетняя программа кораблестроения. Владимира Перегудова направили старшим инженером в специальное конструкторское бюро Балтийского судостроительного завода, расположенного в Ленинграде. Попутно Владимир Николаевич учился в Военно-морской академии. У него установились дружеские отношения с начальником специального конструкторского бюро по проектированию подводных лодок Б.М.Малининым, сохранившиеся на всю жизнь. Наверняка Малинин оценил незаурядные способности Перегудова, которые помогли молодому конструктору найти свое место в жизни. Под руководством опытных преподавателей Владимир Перегудов совершенствовался в проектировании подводных лодок, а летом 1928 года проходил практику на подводной лодке типа «Барс».

Подводная лодка "Барс"

В 1930 году Перегудов окончил академию, защитил дипломный проект "Эскадренная подводная лодка" и был назначен инженером секции подводного плавания в Научно-техническом комитете (сокращёно НТК). В том же году он получил звание военно-морского инженера-кораблестроителя. С 1932 г. по 1933 г. он работал в Научно-исследовательском институте военного кораблестроения (НИИВК), созданном после расформирования НТК. Владимир Николаевич Перегудов в короткое время становится начальником секции, а затем и отдела подводных кораблей НИИВК. В 1932 г. он посетил Германию, где фирма "Дешимаг" занималась проектированием подводной лодки для иностранных государств. В декабре 1934 г. по немецкому проекту, переработанному Перегудовым в соавторстве с другими специалистами, была заложена первая ПЛ IX серии, получившая индекс "С". Руководил работами С.Г. Турков (тоже балаковец). В 1936 году Перегудов возглавил один из отделов Специального конструкторского бюро по подводным лодкам Главморпрома.

К сожалению, не миновала Владимира Николаевича и репрессивная волна тридцатых годов. В 1937 году по ложному одоносу он был арестован. Первой жертвой репрессии из его окружения становится друг детства С.Г. Турков. Перегудова вызывает следователь, требует обвинить «врага народа и предателя» Туркова. «Я знаю Туркова с 11 лет, знаю, как самого себя. Он не враг. Ничего писать не буду». Вскоре приходят за самим Перегудовым. Арестовали его якобы за агитацию и пропаганду «хорошей жизни на Западе». Дело было зимой, и Перегудов ушел в кожаном пальто. По воле случая в камере с ним оказался будущий Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, которого взяли летом в одной гимнастерке. Владимир Николаевич делился с ним своим кожаным пальто на меховой подкладке. Никаких показаний во вред себе самому или кому бы то ни было Владимир Николаевич не дал, и через десять месяцев его освободили за отсутствием улик. Но здоровье его в тюрьме пострадало. Дома вырвалось: «Как били!..» Сын запомнил эти слова навсегда.
Тридцатые годы навсегда оставили болезненный отпечаток в жизни и душе Владимира Перегудова.

В конце 1938 года Владимир Николаевич, оставаясь в рядах Военно-морского флота, был откомандирован в организации судостроительной промышленности. С 15 января 1941 года до 1947 года он работает в Центральном конструкторском бюро № 18 (ЦКБ-18), ныне ЦКБ морской техники «Рубин» в должности начальника корпусного отдела, а затем главного конструктора подводных лодок проектов 608 и 613. Во время войны Владимир Николаевич вместе ЦКБ-18 и с семьей находился в эвакуации в городе Горьком. Там он выполнял задания военного времени.
В 1942 году он назначается главным конструктором проекта 608, которая являлась продолжением подводных лодок среднего водоизмещения типа «Щ». Строительство кораблей по проекту 608 не велось. Подводная лодка проекта 613 являлась развитием проекта 608 с учетом опыта второй мировой войны. В СССР построено 215 подводных лодок проекта 613 для отечественного ВМФ и поставок за рубеж (по советской документации они строились в КНР).

В свою группу В.Н. Перегудов пригласил специалистов, с которыми ранее работал и которых знал как профессионалов высокой квалификации. Предусматривалось: оснащение лодки новым вооружением, средствами связи и наблюдения, увеличение глубины погружения лодки и глубины стрельбы торпедами и т.д. Были также дополнительно проработаны вопросы повышения прочности поперечных переборок прочного корпуса, уменьшение объема цистерн быстрого погружения и др.

Как главный конструктор этой лодки на начальных стадиях проектирования, Перегудов внес большой вклад в создание первой послевоенной подводной лодки среднего водоизмещения. В проекте 613 реализован ряд важных технических решений, многие из которых нашли широкое применение в последующих послевоенных проектах подводных лодок. Среди них - увеличение вдвое глубины погружения, применение новых более прочных марок корпусной стали, применение мощных двигателей для надводного хода с уменьшением весогабаритных показателей, оснащение корабля устройством, обеспечивающим работу дизелей на перископной глубине, и многие другие прогрессивные решения по корпусу, энергетической установке, системам и устройствам корабля.
Довести до конца свою работу по проекту 613 Владимиру Николаевичу не представилось возможным, так как он был переведен в ЦНИИ-45 (ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова), где начал работу над созданием первого советского атомохода.

Первая советская атомная подводная лодка К 3"Ленинский комсомол"

B США программу создания атомных подводных лодок разработали в декабре 1945 года. Уже в 1948 году был закончен проект атомной энергетической установки, а 14 июня 1952 года состоялась закладка первой в мире атомной подводной лодки «Наутилус». Через девять лет после начала работ она вошла в состав ВМС США.

Примерно в тот же период к созданию атомного подводного флота приступили и в Советском Союзе. В 1952 году в Москве сформировали две особые группы специалистов: одну — для выполнения проекта атомной подводной лодки, другую для разработки ее энергетической установки. Руководство первой группой поручили Владимиру Николаевичу Перегудову, работавшему в тот период заместителем директора ЦНИИ-45 судостроительной промышленности по научной работе. Группу энергетиков возглавил Николай Антонович Доллежаль. Научным руководителем работ назначили директора Института атомной энергии АН СССР академика Анатолия Петровича Александрова.
Проект атомной подводной лодки получил номер «627».

Дело усложнялось обстановкой крайне высокой секретности. В этой ситуации проектанты атомной энергетической установки не имели представления, какую энергетическую установку можно предложить для подводной лодки, а проектанты атомной подводной лодки, не имея данных по установке и условиям ее эксплуатации на корабле, не могли проектировать сам корабль. Не смотря на это, работа была выполнена.

С февраля 1953 года В.Н. Перегудов назначается начальником Специального конструкторского бюро № 143 (СКБ-143), реорганизованного для проектирования первой отечественной атомной подводной лодки. Уже к марту 1953 года рабочая группа В.Н. Перегудова завершила первичную проработку атомной подводной лодки.

В.Н. Перегудов (слева) с сотрудниками

Конструкторскому коллективу пришлось решать новые задачи. Перегудов вместе с другими сотрудниками искал по свалкам предприятий детали для опытных стендов. Ютился он, несмотря на свое положение, с семьей в большой коммунальной квартире, где жили еще семь семей, а отдельную квартиру, которую ему не раз предлагали, уступал сотрудникам.
Владимир Николаевич спроектировал принципиально новый вид подводной лодки: нарисовал каплеобразный нос и китообразную форму, позднее ставшую традиционной.

Строительство атомной подводной лодки проекта 627 (заводской № 254) началось 24 сентября 1955 года в цехе № 42 на судостроительном заводе № 402 в г. Молотовске, ныне Северодвинске.. Полная секретность постройки соблюдалась с самого начала. Уже готовые конструкции закрывались брезентом, укладывались в ящики и передавались на склад для последующей подачи в цех № 42 на окраине завода. На заводе никто не имел понятия, что именно создается в этом цехе. Этот цех был обнесен забором, и никому не дано было в него пройти без специального допуска.

Параллельно с проектированием и строительством лодки велась интенсивная работа по формированию ее экипажа. Офицеров, назначенных на «К-3» (такое название получила первая атомная подводная лодка), стали вызывать в Москву во второй половине 1954 года. Дальнейшую подготовкеу курсанты проходили в Обнинске. Слово атом никто не имел права произносить. Но несмотря на это, попасть в Обнинск стало мечтой. Всех переодели в гражданскую одежду, отменили военную субординацию, но оставались строгие военные порядки. На вопросы посторонних курсант мог отвечать что угодно только не то что он подводник. Слово реактор произносить запрещалось всегда. Моряки облазили все уголки макетов. По их требованию переносили неудобно расположенные приборы и устройства. После этого началась строго секретная подготовка, а точнее, стажировка на АЭС в Обнинске Калужской области. В июне 1955 года, наконец, был назначен командир подводного атомохода капитан 2 ранга Леонид Гаврилович Осипенко.

Несмотря на болезнь, Владимир Николаевич часто бывал на судостроительном заводе, участвовал в швартовых испытаниях и пробном выходе в море, лично проверял правильность принятых решений, удобство обслуживания механизмов и приборов, условия жизни подводников. Спуск корабля на воду был произведен 9 августа 1957 года.

3 июля 1958 г. было принято решение о начале ходовых испытаний.
На следующий день рано утром «К-3» на буксирах отошла от пирса. В этот же день, академик А.П. Александров, сделал запись в вахтенном журнале: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар». С этой минуты пошел отсчет морским милям советского атомного подводного флота.
В.Н. Перегудов, дорого заплатил за эту работу. Его болезнь прогрессировала. На испытание своего детища он вышел в море совершенно ослабленным. Все видели: главный держится из последних сил и вряд ли сумеет еще раз выйти в море...». Но ему удалось: он мужественно простоял всё торжество! Поставленная задача была выполнена!
17 декабря 1958 года члены правительственной комиссии во главе с ее председателем подписали акт о приемке «К-3» в состав ВМФ.
За создание «К-3» главный конструктор В.Н. Перегудов был удостоен звания Герой Социалистического Труда.

Высоко были оценены и заслуги экипажа «К-3» по испытанию атомохода. Героем Советского Союза, первым из подводников после окончания Великой Отечественной воины удостоенным этого звания, стал командир «К-3» капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко. Старпом командира и командир БЧ-5 Л.М. Жильцов и Б.П. Акулов были удостоены орденов Ленина. Весь экипаж был награжден орденами и медалями.

Первая советская атомная подводная лодка К 3 прошла большой и славный путь. После прохождения всех положенных испытаний ей присвоили имя «Ленинский Комсомол». В 1961 году лодка вступила на боевое дежурство в Атлантическом океане.
В июле 1962 года под командованием Льва Михайловича Жильцова она впервые в истории Советского Военно-Морского Флота совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Во время этого похода лодка дважды прошла точку Северного полюса и 17 июля 1962 года всплыла около него. Тем самым был повторен подвиг американцев, которые совершили поход к Северному полюсу на первой атомной подводной лодке США «USS Nautilus» в 1958 году.

Всплытие лодки "Ленинский комсомол" на Северном полюсе

Эксплуатация лодки продолжалась до 1991 года, при этом она несла службу наравне с другими атомоходами. После списания «К-3» подлодку планировали преобразовать в корабль-музей, но до сих пор вопрос остается открытым. Корабль постепенно приходит в негодность.

За 50 лет после первенца «Ленинский Комсомол» было построено 338 атомных подводных лодок, 310 из которых по сей день пребывают в строю.

По состоянию здоровья в 1958 году Владимир Николаевич оставил должность начальника СКБ, оставаясь его главным конструктором. В 1960 году тяжелобольного главного конструктора инженер-капитана 1-го ранга В.Н. Перегудова уволили из кадров ВМФ. До 1965 года он работал в СКБ ведущим конструктором. Скончался уважаемый кораблестроитель 18 сентября 1967 года в Военно-морском госпитале в результате тяжелой и продолжительной болезни. Похоронен он на Серафимовском кладбище города Санкт-Петербурга.

Все силы и все средства супруги Перегудовы тратили на семью. Ни собственной машины, ни собственной дачи у них не было. Самыми любимыми делами вне работы для Владимира Николаевича была рыбалка, как прекрасное средство снятия напряжения от тяжелейшей работы, и рисование, которым он любил заниматься еще с детства.

Художник Ю.А.Межиров, которому Владимир Николаевич помогал встать на ноги, беря у него уроки и покупая его картины, впоследствии рассказывал: «Его картины непрофессиональны, но отмечены несомненным природным талантом. При определенных условиях Перегудов мог стать художником. Во всяком случае, он тонко чувствовал красоту, понимал ее».

Хранят память о великом отце и дедушке дети и внуки, а теперь и правнуки Владимира Николаевича Перегудова.
В Центральном военно-морском музее хранятся награды Владимира Николаевича: два ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, два ордена Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, Золотая медаль «Серп и Молот».
В целях увековечения памяти выдающегося кораблестроителя В.Н. Перегудова на здании СПМБМ «Малахит» установлена мемориальная доска, а в бюро – памятный стенд.
В 1983 году на «Севмашпредприятии» был открыт памятник первостроителям родоначальницы советского атомного подводного флота – атомной подводной лодки «Ленинский комсомол».
В честь основоположника отечественного атомного подводного флота в 1998 году приказом Главкома ВМФ судну контроля физических полей (Северный флот) было присвоено имя «Владимир Перегудов». Именно «Владимир Перегудов» обслуживал трагически погибшую атомную подводную лодку «Курск» перед её последним выходом в море для выполнения учебно-боевой задачи.

Судно Владимир Перегудов

Мне довелось побывать на этом судне зимой 2009 года. По взаимному согласованию команда корабля пригласила нас посетить торжество, посвящённое двадцатилетию судна. Так и началось увлекательное путешествие в заполярные города Мурманск и Североморск. Экипаж посещенного нами судна хранит память о В.Н.Перегудове.

Владимир Николаевич Перегудов – великий конструктор, человек, про которого можно сказать – талантлив во всём. Он упорно шёл к своей цели, добился почёта и признания. Владимир Николаевич много лет провёл вдали от малой родины – города Балаково, куда после отъезда в Петроград больше не возвращался. Тосковал ли он по родному городу? Наверняка - не раз, смотря из окна на дома холодного Санкт-Петербурга, смотря на пожелтевшие от времени фотографии, смотря в глаза любимой жены. Несомненно, Балаково, окружающие его там люди, во многом способствовали тому, что Перегудов стал таким замечательным человеком, каким он и оставался всегда.

Очень жаль, но в родном городе Перегудова мало кто знаком с его именем. Нет ни музея, не памятника, ничего, что говорило о том, что здесь родился выдающийся человек. Пускай он провёл там лишь детские годы и юность, но он помог узнать людям о таком городе как Балаково – городе строителей и химиков!

История этого великого человека изменила, повлияла на наш современный мир, на то, что нас окружает, на то, чем мы пользуемся.


5.04.10

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Сайт создан в системе uCoz