ЖИТЕЛЬ ЭНГЕЛЬСА НА ПОЛЮСАХ ПЛАНЕТЫ

Смилевец И.Ю.

Игорь Демьянович Смилевец

Этот человек совсем не похож на матерого полярного волка. Полноватое лицо. Добрые спокойные глаза. Скорее он напоминает администратора, которым, собственно, и является. Игорь Демьянович Смилевец работает заместителем директора по безопасности лицея № 23 в городе Энгельсе. Вместе с тем, он же известен, как знаменитый полярный путешественник. И.Д. Смилевец - единственный из жителей нашей области, побывавший на обоих полюсах Земли. За его плечами три похода на северный полюс и один - на южный, многочисленные полярные и неполярные экспедиции.

Игорь Демьянович – кадровый военный, ветеран вооруженных сил. Он окончил Энгельсское зенитно-ракетное училище, затем служил на севере в дивизионе в районе Норильска. За время службы И. Д. Смилевец работал на различных командных должностях в зенитно-ракетных войсках ПВО страны. В 1989 г. окончил военную академию им. Жуковского. Через десять лет после этого оставил службу в армии в должности командира зенитного ракетного полка.

С раннего детства Игорь мечтал о дальних странствиях по неведомым краям. Он зачитывался книгами Жюля Верна, Майн-Рида, Джека Лондона. Многие из нас тоже читали в детстве приключенческие романы и мечтали о неизвестных землях, но посетить их довелось лишь очень немногим – тем, которые нашли в себе силы посвятить этому всю свою жизнь.

Антарктида

Антарктида

В свой первый поход Игорь пошёл ещё в школе. Это было путешествие на байдарках по реке Медведице в составе туристского кружка под руководством учителя литературы В. И. Абросимова. Повзрослев, участвовал во многих сложных походов по Кавказу, Алтаю, Уралу, Сибири, Памиру.

Но больше всего путешественник полюбил Север. Этот странный, враждебный, но удивительно красивый мир.
На полюсе часовое время превращается в фикцию. Со всех сторон находится только Юг или (на Южном полюсе) только Север. Странное должно быть ощущение, что смотришь сверху (снизу) на всю нашу планету. Это ощущение довелось испытать путешественнику.
В полярных широтах пространство и время вообще творят чудеса. Отойдешь немного в сторону и попадаешь во вчерашний день (другое полушарие).Миражи встречаются часто. Создается впечатление, что весь горизонт покрыт зеркалами, которые отражают друг друга. Иногда в мелких деталях виден поселок, который находится в 60 километрах. Внезапно он поднимается из-за линии горизонта. Потом опять пропадает. Порой бывало, что идущий впереди вездеход пропадал из поля зрения, а затем появлялся перед глазами в перевернутом виде. Игорь Демьянович рассказывал, что неоднократно видел в небе сразу несколько солнц. Белая мгла лишает возможности ориентироваться в пространстве, не позволяет судить об истинных размерах предметов.

Что касается полярного сияния, то его вообще невозможно передать словами. Его надо только видеть. На южном магнитном полюсе все навигационные приборы «сходят с ума». Путешественники слышат загадочный, ни на что не похожий шум. В этих далеких, редко посещаемых людьми краях, остается еще много не ведомого. Фотографии, конечно, не могут передать всего впечатления от действительности. Но попробуйте просто взглянуть на эту удивительную красоту полярных краев.

Полярные края

Север – не только удивительно красивый, но и суровый, безжалостный мир. Кажется Нансен, сказал, что человек может привыкнуть ко всему, кроме холода. Люди, пренебрегая уютом и теплом, отправляются на край света в холод и метель. Не взирая на лишения, они идут в полярные широты, многие погибают там. Путь полярных исследователей отмечен могилами и крестами.

отряд Ласиниуса

Могилы отряда Ласиниуса 1736 г.

Не смотря на это, покорение полярных широт продолжается. Экспедиции к полюсам Земли предпринимаются не ради праздного любопытства. Путешественники испытывают технику, снаряжение, одежду и обувь, новые продукты питания. Но самое, главное – они испытывают самих себя на прочность и пытаются доказать другим, что человек способен на многое.

В первые полярные лыжные походы Игорь Демьянович начал ходить, когда служил на Севере под Норильском. Тогда он дошел до Новой земли и Земли Франца-Иосифа.
Не просто стать полярным путешественником. Существует жесткий конкурс отбора. До того, как попасть в первую экспедицию на полюс, Игорь Демьянович совершил много походов по северу, занимался альпинизмом.

В 1992 году он вошел в состав экспедиционного центра «Арктика». В этом же году участвовал в комплексной парашютно-лыжной экспедиции на Северный полюс, при этом впервые в истории был поднят флаг России в районе Северного полюса. В 1993 году Игорь Демьянович совершил участие в лыжной экспедиции на Северный полюс. Впервые в мировой практике лыжники добрались до полюса в автономном режиме. В 1998-м маршрутная группа «Арктики» (четыре человека) за 120 дней прошла на лыжах от России через полюс до Канады.
В 1997 году участие в ходовых испытаниях новой конструкции вездеходов в Карском море, при этом участники побывали на Северном полюсе.

Полярные пневмовездеходы

Новые модификации вездеходов «Торос» и «Полюс» созданы российской Научно-производственной компанией «ЭКС-Транс», а первые машины «Арктика» и «Чукотка» путешественники сконструировали и изготовили сами еще в 1997 году. Двигатель был взят от «Опеля», запчасти от - отечественных «Нивы», «УАЗа» Многие использованные для изготовления детали, были взяты от военных самолетов ТУ-22 и 3М. Именно из за водоизмещения больших авиационных колес машины хорошо держались на плаву.

Тогда в соответствие с международными договорами, они разрушались на военной авиабазе в Энгельсе. С помощью командования Игорю Демьяновичу удалось раздобыть много деталей, например, огромные колеса, обеспечивающие высокую проходимость и плавучесть машин. Так детали грозных военных машин обрели вторую мирную жизнь.
Вообще в экспедициях слово саратовский звучало достаточно часто. На вездеходах стояли аккумуляторы, изготовленные на саратовском заводе. Куртке на синтипоне шили в Балашове из местной плащевой ткани. Они оказались намного удобнее и практичнее, чем американские или японские.
Новой технике в Арктике предстоит большое будущее. Новая техника в какой-то мере может заменить малую авиацию и традиционных оленей. Вездеходы могут преодолевать сложные препятствия и двигаться практически в любую погоду. Не удивительно, что опытные образцы, которые путешественники оставляли местной администрации принимались с огромной благодарностью. Сейчас он трудятся на острове Врангеля, в Певеке, Билибино и в других местах.

вездеходы

Вездеходы преодолевают водную преграду

В период 1999 - 2000 г.г. участие в Международной комплексной экспедиции в Антарктиду, в качестве заместителя руководителя экспедиции, при этом участниками похода установлено 5 мировых рекордов и 4 рекорда Гиннесса и достигнут Южный полюс на пневмовездеходах собственной конструкции, где был поднят флаг России.
В 2001 году участие в экспедиции по островам Карского моря в качестве зам. руководителя.
Во многих арктических и в антарктическом походе Игорю Демьяновичу выпадала сложная и ответственная роль заместителя руководителя по хозяйственной части. Он должен был закупить горючее и продовольствие, отправить технику к месту старта, наладить контакт с местным населением и администрацией. Во многом от него зависела судьба путешествия. Эту роль он всегда выполнял с честью.

В последние годы Игорь Демьянович участвует в уникальном проекте – экспедиции «Полярное кольцо», осуществляемой по инициативе Экспедиционного центра «Арктика» Русского Географического общества. Она началась в 2002 году и с перерывами продолжается до сих пор. Ее участники собираются совершают небывалое – они обойдут вокруг всего Северного полярного круга на плавающих колесных вездеходах специальной конструкции. Впервые в мировой истории совершается кольцевой маршрут по кромке Северного Ледовитого океана.. Путешественники планируют пройти все арктическое побережье России, США, Канады и Гренландии. Маршрут соединит также берега России и Канады через точку Северного полюса. Общая протяженность маршрута составляет около 25 тысяч километров.

Полярное кольцо

Схема маршрута "Полярное кольцо"

Экспедиция разбита на четыре этапа.
Первый этап стартовал 7 апреля 2002 года из города Салехарда и прошел по маршруту: Салехард – Обская Губа, река Енисей, Норильск – поселок Тикси – Амбарчик и завершился 27 мая 2002 в городе Певеке – самом северном городе нашей планеты.
Второй этап прошел по маршруту: Салехард - Северная Земля – Диксон. Во время этого этапа путешественники достигли самых северных берегов России – архипелага Северная Земля.
Третий этап экспедиции подразумевает движение от архипелага Северная Земля через Северный полюс в Канаду. Маршрут проходит по Обской губе вдоль восточного берега полуострова Ямал, побережья полуострова Таймыр, через архипелаг Северная Земля и далее до Северного полюса. С Северного полюса путь пролегает к берегам Гренландии и затем на Канаду. По Канадскому арктическому архипелагу маршрут пройдет от поселка Алерт до поселка Резольют-Бей (Северный магнитный полюс). Большая часть маршрута уже пройдена.
Четвертый, завершающий этап экспедиции пройдет от города Певека до чукотского поселка Уэлен на берегу Берингова пролива, пересечет его пройдет вдоль побережья Аляски и Канадского архипелага и закончится в том же канадском поселке Резольют Бей. Таким образом кольцо вокруг Арктики будет замкнуто.

камень

Игорь Демьянович прошел первый этап маршрута в качестве заместителя руководителя экспедиции. Вместе с коллегами на вездеходах он прошел от Салехарда до Певека. Участники экспедиции преодолели расстояние более 6000 километров, пройдя по самым далеким северным окраинам России, посещая заполярные города и поселки, метеостанции и пограничные заставы, разбросанные на сотни километров друг от друга стойбища оленеводов, зимовья охотников-промысловиков. Путешественники прошли путь, по которому сотни лет назад шли в Сибирь русские первопроходцы, географы, купцы, стремившиеся найти кратчайший путь к якутским мехам, неизведанным и неизученным землям Восточной Сибири. Они шли древними дорогами вверх по северным рекам.
Во время этого пути Смилевцу и его товарищам приходилось встречаться с разными людьми. Это были геологи, метеорологи, оленеводы, охотники. В таких краях выживают только сильные уверенные в себе и вместе с тем добрые люди. Они поражали своим гостеприимством. Незнакомые люди встречали путешественников так, будто ждали их долгое время и наконец дождались.

встреча в пути

Встреча в пути

По пути путешественники встречали покинуты города и поселки. Когда-то оживленные места стали пустыми. Некоторые города напоминает декорации к фильму ужасов. Заброшенные двухэтажные дома с выбитыми окнами, мрачные улицы. Поваленные столбы, оборванные провода, горы занесенного снегом хлама, колючая проволока, брошенная техника. Немногие оставшиеся люди полностью оторваны от внешнего мира. Ни магазина, ни медпункта. Рубли не ходят, рыбу и оленину меняют на горючее и патроны. Положение иллюстрирует надпись на стене одного из домов: «Мы выжили там, где сдохли мамонты».

Город без людей

На своих мощных машинах путешественники шли по тундре, поросшей арктическим мелколесьем, изрезанной многочисленными оврагами, реками и ручьями. Они проходили через тяжелые торосы в районе полярных островов, встречали снежные и песчаные бури. В конце весны реки и ручьи, вздуваются от талых вод и превращаются в бурные потоки. Под метровой толщей талой воды на каждом шагу подстерегают глубокие промоины с крутыми берегами, опасные топляки, старые топливные бочки, брошенная техника и остатки металлических конструкций. В таких условиях путешественники достигли конечного пункта – города Певека. Обо всем этом Смилевец рассказал в своей книге «Дорогами полярного кольца».

Игорь Демьянович не оставляет полученных впечатлений при себе. Он щедро делится ими с читателями. С таким же интересом, как и произведения, любимых Смилевцом писателей и путешественников, читаются и его книги «Имя миру Антарктида», «Дороги к белым горизонтам», «Дорогами Полярного кольца».

Последняя из напечатанных к настоящему времени книг автора «Дороги к белым горизонтам» получила широкую известность. На неё поступали заказы из Новосибирска, Томска, Тикси, Москвы, Санкт - Петербурга, от администрации Чукотского национального округа. В рецензии на книгу, напечатанную в журнале «Вокруг света» говорится: «Записки путешествен¬ника наилучшим образом соответствуют заявленному жанру: увлекательный рассказ об освоении суровых, но удивительно красивых уголков нашей планеты, сопровождается экскурсами в историю их открытия и интересным научным материалом, накопленным в экспедициях». Не удивительно, что произведения Игоря Демяновича заняли первые места в литературном конкурсе Ю. Рытхэу «За отражение северной тематики» в 2006 году и в литературном конкурсе на межрегиональном фестивале путешественников в Томске в 2008 году.
Фильм, снятый по материалам книги Игоря Демьяновича. "Дороги к белым горизонтам" так же получил заслуженное признание. Это не столько рассказ о научных исследованиях и новых разработках, сколько повествование о быте людей, живущих в условиях севера.

Игорь Демьянович - ветеран вооруженных сил, мастер спорта по лыжному туризму, член союза писателей России.
Он занесен в Книгу почета Энгельсского района, в список Общероссийской Энциклопедии «Лучшие Люди России», в «Биографическую энциклопедию успешных людей России» (Международное Швейцарское издательство Who is Who в России). Но это не мешает ему оставаться скромным и приветливым человеком.

Смилевец И.Ю.

Звонок в Энгельс с южного полюса

На память путешественник подарил нашему школьному музею камень. Простой осколок кремния, каких много. Но мы будем хранить его и беречь, потому, что камень этот взят с подножья горы Винстон – высочайшей вершины Антарктиды. Он будет напоминать нам о далеких краях, в которых мы не смогли побывать и о людях, которые сумели это сделать.

камень

Камень с горы Винстон


10.03.10

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Сайт создан в системе uCoz